Пятый кассационный суд общей юрисдикции напомнил нижестоящим инстанциям о необходимости проверять личности секретных свидетелей. Суд должен быть уверен, что перед ним реальный человек.
По мнению советника ФПА РФ Дмитрия Тараборина, привлечение секретных свидетелей — это распространенный ход со стороны обвинения, в ситуациях, когда прочих допустимых доказательств становится, очевидно, недостаточно. На самом же деле, представляемые обвинением причины для сокрытия личности свидетеля достаточно обоснованны лишь в 10% случаев. Адвокат отметил, что на деле личность свидетеля часто скрывают, что бы утаить тот факт, что в действительности этот человек не может обладать информацией, которую сообщает суду.
Следует отметить, что в России разрешено допрашивать секретных свидетелей, не открывая их данные остальными участниками судебного процесса. Иначе говоря, свидетель находится за некой ширмой: можно выслушать его показания, но узнать кто он такой – нельзя.
Как указал кассационный суд, в соответствии с УПК России, в случаях, когда требуется обеспечить безопасность свидетеля или близких ему людей, действительно разрешено проводить допрос с соблюдением условий, исключающих визуальное наблюдение другими участниками судебного процесса и разглашения личных данных. Однако указанный закон не запрещает судьям видеть подлинные данные секретного свидетеля.