В ближайшее время Госдума рассмотрит новый законопроект, определяющий порядок досудебного урегулирования спора между потребителем и продавцом в онлайн формате. Напомним, что ранее соответствующий документ был опубликован на официальном сайте Министерства Юстиций РФ для общественного обсуждения.
Новый закон предусматривает использование онлайн-сервиса Госуслуги для урегулирования споров в области защиты прав потребителей. При этом предполагается, что данный сервис сможет обеспечить процесс подачи, рассмотрения и удовлетворения обращений потребителей в ходе досудебного урегулирования споров.
Если законопроект будет одобрен, потребители смогут направлять свои требования через Госуслуги (при условии, что в договоре с продавцом была прописана данная возможность). В таком случае продавец будет обязан рассмотреть поступившее требование и принять непосредственное участие в последующем урегулировании спора. Также предусматривается, что стороны смогут заключить соглашение в форме гражданско-правового договора.
Отметим, что направление требований в онлайн-формате будет исключать иные варианты досудебного урегулирования спора.
Татьяна Саяпина, адвокат МОКА, в целом положительно оценила новые законопроект, но все же отметила, что некоторые его части нуждаются в доработке. Так, например, следует более конкретно разобрать возможность работы с альтернативными онлайн механизмами урегулирования споров.
Максим Али, юрист компании Максима Лигал, отметил, что Закон о защите прав потребителей раньше отличался тем, что был написан максимально доступным языком, но новый законопроект лишен этого качества. По мнению юриста, в предлагаемом проекте неоправданно много внимания уделяется функциям, которые должен выполнять сервис. Али уверен, что в первую очередь достаточно отработать простые сценарии споров между продавцами и потребителями с базовым функционалом.