На днях Верховный Суд РФ вынес определение по делу, в рамках которого прокурор потребовал отвода сразу 12 кандидатов в присяжные заседатели. Напомним, что суд безоговорочно согласился с соответствующим требованием обвинителя, предварительно не выяснив, какое мнение по этому поводу имеет адвокат обвиняемого.
Обращаясь в вышестоящую инстанцию, защитник указал, что судья безосновательно и без достаточной мотивации удовлетворил ходатайство прокурора, и именно данное обстоятельство в значительной мере определило состав коллегии присяжных. Однако, ВС посчитал, в уголовно-процессуальном законодательстве нет четких ограничений относительно количества мотивированных отводов кандидатов в присяжные заседатели. Кроме того он указал, что такие отводы не должны оглашаться или обсуждаться с участниками судебного разбирательства.
Следует отметить, что в адвокатском сообществе критически восприняли позицию Верховного Суда. По мнению адвокатов в данном случае было нарушено равенство прав сторон на рассмотрение вопросов, возникающих в процессе судебного слушанья (ст. 244 УПК), а также право стороны защиты высказывать собственное мнение по таким вопросам (ст. 248 УПК РФ). Эксперты отмечают: если защитник, как считает ВС, не имеет право выразить протест, а судья не обязан описывать его возражения в отводе, то и вышестоящая инстанция, по факту, лишается возможности отменить такое решение из-за отсутствия в нем мотивированного прекословия.