Федеральная служба судебных приставов проверяет работу коллекторов и, пользуясь своими полномочиями, контролирует правомерность их методов. Уже два года действует закон, согласно которому данный орган следит за деятельностью организаций, занимающихся взысканием долгов.
Компании, которые не включены в реестр службы, но при этом требуют возврата займов, обязательно должны нести наказание. Раньше достаточно было оформить протокол о правонарушении. Однако теперь приставы должны собирать дополнительные материалы, а для выполнения такой задачи у них недостаточно полномочий. Этот правовой пробел заполнили благодаря внесенным в КоАП поправкам, которые позволяют работникам службы проводить административные расследования.
Приставы имеют право делать запросы сотовым операторам и осведомляться у третьих лиц, например, родственников, соседей или коллег должника, о способах взыскания долга коллекторами. Но самое главное – для открытия дела не нужно ждать заявления заемщика. Достаточно информации СМИ о бурной деятельности компании, при этом пресса довольно часто сигнализирует о нарушениях прав человека: то коллекторы расклеивают листовки с информацией, компрометирующей граждан, то атакуют организации, где те работают.
Некоторые сотрудники компании бесчинствуют: назойливо звонят должникам или грозят уголовным делом людям, не бравшим заем. Это притом, что законодательство запрещает беспокоить заемщика более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц и встречаться с ним более 1 раза в неделю.
В управлении службы акцентируют на том, что деятельность коллекторских организаций контролируется. Если они слишком часто звонят или ищут встречи, должник вправе обращаться с жалобой к приставам или прибегнуть к помощи адвоката.